Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Рабочие программы учебных дисциплин

 

 

 

Принято                                                                                                                      Утверждаю

на педагогическом совете                                                                                       Директор школы

ГКОУ «СОШ №5 г.Назрань»                                                                                     Мальсагова Р.К.

Протокол №1                                                                                                             Приказ №495

от 28.08.2015г.                                                                                                           от 1.09.2015г.

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке и утверждении

рабочих программ

 

 

ГКОУ «СОШ №5 г.Назрань»

 

Положение о разработке и утверждении рабочих программ

 

1. Общие положения

 

1.1.              Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

 

Рабочая программа (далее - Программа) - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования, индивидуального занятия, кружков, спортивных секций).

 

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждений.

 

Рабочая программа составляется на все формы урочной и внеурочной образовательной деятельности (уроки, факультативы, индивидуальные занятия, кружки, секции, элективные курсы, занятия по выбору и т.д.).

 

1.2.          Рабочая программа - это учебная программа, разработанная педагогом на основе:

 

-           примерных программ по отдельным учебным предметам обшего образования;

 

-           примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;

 

 

-          примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);

 

-       в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам).

 

1.3.               Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

 

1.4.          Задачи программы:

 

дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

 

-                     конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно- воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

 

1.5.   Функции рабочей программы:

 

-                    нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

 

-                     целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

 

-                    определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к уровню подготовки учащихся), а также степень их трудности;

 

процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

 

-                    оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

 

-         Технология разработки рабочей программы

 

-                    Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

 

-                    Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области).

 

-                    Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного школьного предметного методического объединения или районного предметного объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально.

 

-         Структура рабочей программы

 

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

 

1.1.            титульный лист;

 

1.2.            пояснительная записка;

 

1.3.                      содержание программы учебного курса;

 

1.4.                      тематическое планирование (учебно-тематический план);

 

1.5.                      требования к уровню подготовки учащихся;

 

1.6.                      контроль и оценка планируемых результатов (средства контроля);

 

1.7.                      календарно-тематическое планирование;

 

1.8.                      материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание, место в образовательном процессе, адресность.

 

Титульный лист содержит:

 

1.9.                      наименование образовательного учреждения;

 

1.10.                гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа         руководителя образовательного учреждения);

 

1.11.                 название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

 

1.12.                Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс,    предмет, дисциплину (модуль);

 

1.13.                класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет,         дисциплина (модуль);

 

1.14.                 год составления программы.

 

3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

 

1.15.                 кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

 

1.16.                 дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

 

В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

 

1.17. название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; в какую образовательную область входит данный учебный предмет; кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

 

задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учетом данного образовательного учреждения. Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические (в классах компенсирующего обучения учитель наряду с общеобразовательными задачами ставит коррекционные);

 

1.6.            изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;

 

1.7.            обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых).

 

1.8.            учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);

 

1.9.                                                                                           количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных,           практических работ, экскурсий, проектов исследований;

 

1.10.        предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (методы, формы и средства обучения).

 

1.11.        преобладающие формы текущего контроля (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) и промежуточной аттестации учащихся (в соответствии с Положением о промежуточной аттестации учащихся в образовательном учреждении).

 

Пояснительная записка должна быть лаконичной .

 

3.4.           Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

 

структурный элемент программы, включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в тематическом планировании. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания, согласно нумерации в тематическом планировании. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

 

1.12.        единства содержания обучения на разных его уровнях;

 

1.13.        отражения в содержании обучения задач развития личности;

 

1.14.        научности и практической значимости содержания обучения;

 

1.15.        доступности обучения.

 

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

 

-     Название темы.

 

-      Необходимое количество часов для ее изучения.

 

-      Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы;

 

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.

 

1.15.                        Тематическое планирование (учебно-тематический план) -

 

структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Оформляется в виде таблицы.

 

1.15.                         Элемент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).

 

Данный перечень результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения (универсальные учебные действия) и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается Рабочая программа.

 

При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. Требования к уровню подготовки учащихся должны:

 

-         описываться через действия учащихся;

 

-         обозначать определенный уровень достижений;

 

-         быть достижимыми и подлежащими оценке;

 

-         описываться понятным для учащихся языком.

 

1.15.    Структурный элемент Рабочей программы «Контроль и оценка планируемых результатов» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как результатов обучения.

 

Количество контролирующих материалов определяется учебно- тематическим планом. Письменные контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы. Устные - перечень вопросов и заданий.

 

1.15.  Структурный элемент рабочей программы «Календарно -тематическое планирование» оформляется в форме таблицы.

 

Структурный элемент рабочей программы «Материально техническое обеспечение образовательного процесса» включают основную и дополнительную учебную литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию с указанием автора, названия книги, места и года издания.

 

1.16.      Оформление рабочей программы

 

4.1 .Текст набирается в редакторе  WordforWindowsTimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля с левой стороны 3 см, сверху, снизу, с правой стороны 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

 

4.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

 

1.17.     Утверждение рабочей программы

 

-                          Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 30 августа текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

 

-                          Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

 

•                       обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения (школьного, районного);

 

•                       получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.

 

-                          При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

 

 

-                          Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.